В Минске состоялась презентация новой континентальной профессиональной команды БЕЛАЗ, которая уже в феврале планирует проехать первые международные гонки. Её спортивным директором стал двукратный чемпион мира и Европейских игр, многократный победитель и призёр этапов Гранд-Туров Василий КИРИЕНКО. О том, с каким настроением он приступил к работе и чего ждёт от подопечных в грядущем сезоне, наш сегодняшний с ним разговор.

Во главе угла — сознательность
— Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить наших спонсоров и партнёров за то, что в столь непростое время помогли создать ещё одну велосипедную команду. Её костяк, как вы знаете, составили члены нашей национальной сборной по треку, которые получат возможность в полной мере реализоваться на шоссе. В её составе есть пару человек, которые мне очень нравятся и своим подходом к тренировкам, и физическими данными.
— Вы возглавили и национальную сборную…
— Для меня это новый вызов, новая задача. Я не то, чтобы конкретно тренирую кого-то из спортсменов, а только что-то подсказываю. И главой бы себя не называл. Я привык работать на партнёрстве. И готов стать таковым для спортсменов. А уже в команде «БЕЛАЗ» смогу плотнее контактировать с ними. Конечно, моя работа будет оцениваться по результатам ребят, которые зависят, как от меня, так и от них самих. Во главу угла я ставлю их сознательность. В первую очередь гонщик должен осознавать, чего хочет добиться и прилагать максимальные усилия, ведь это его жизнь, его карьера, а я, как тренер должен помочь ему своими советами. Прекрасно понимаю, что хороший спортсмен не всегда становится сильным тренером. Но постараюсь оправдать оказанное доверие. Некий опыт у меня есть. Он, правда, связан лично со мной, с подведением себя к важным стартам. Другого человека почувствовать сложнее, но буду пытаться.
Ломать ничего не буду
Этот сезон олимпийский. Какие задачи ставите перед сборной, как её главный тренер?
— Так получилось, что я вступил в должность в столь ответственное время. Ломать, естественно, ничего не собираюсь. Но понемножечку будем что-то менять. Прежде всего, это касается человеческих отношений, дисциплины. Мне не очень нравится тон общения, не только со спортсменами, а в целом в окружении. Считаю, только спокойно работая, можно добиться чего-то серьёзного.
— Каким находите потенциал нашей команды на предстоящий сезон?
— У нас не так много лицензий. И, пусть наши ребята не являются фаворитами, хотелось бы, чтобы они показали максимальный результат, на что и будем настраивать, но ни в коем случае не давить на них и не форсировать подготовку. Выходя на старт, я всегда понимал, для чего нахожусь там. Поэтому крики или пустые слова поддержки в ответственный момент нахожу абсолютно бесполезными. Что же касается потенциала наших гонщиков, то, на мой взгляд, есть доля вероятности, что в Токио они могут сразиться за медали.
Важнее быть партнёром
— Можете сформулировать, какое место команда «БЕЛАЗ» занимает в иерархии белорусского велоспорта?
— Повторюсь, этот проект призван поддержать наших молодых спортсменов, которые в перспективе могли бы реализоваться на шоссе. Я сам выиграл чемпионат мира в 34 года. Чтобы гоняться до такого возраста, сохранять кондиции, нужно иметь мотивацию и быть в обойме. Конечно, это не та команда, которая должна держать людей до 34 лет. Но у нас уже есть ребята, которые находятся в так называемом переходном возрасте, которые выступают в категории «элита». А поскольку они зреют подольше, чем, скажем, их кубинские сверстники, важно предоставить им поддержку и возможность в будущем в полной мере раскрыться.
— Можете ли уже сейчас назвать кого-то из них настоящими профессионалами?
— Я ещё не до конца изучил людей. Нужно получше узнать их отношение к делу. За 10 дней, которые провёл в декабре на сборе с национальной командой, точно ничего плохого не увидел. Но туда выезжал неполный состав. И могу сказать, что все ребята трековой команды, которые там были, настроены на серьёзную работу. Что же касается профессионализма, то некоторые качества приобретаются со временем. Человек должен научиться, к примеру, чувствовать себя. И не стесняться разговаривать со своим тренером, ведь любой спортсмен требует индивидуального подхода, который без диалога невозможен.
— С вами гонщики не стесняются разговаривать или пока сохраняют дистанцию?
— Некоторые из них называют меня на вы. Хотя для меня это не принципиально. В Европе я привык общаться на ты, о чём и сказал всем. Для меня важнее быть для них не надсмотрщиком, а именно партнёром, что выгодно и им, и мне. Потому что моя работа, как уже говорил, будет оцениваться по их выступлениям. И мои советы, надеюсь, помогут добиться цели, на что им не понадобится столько времени, как мне. У кого-то его может просто не оказаться: многие ведь заканчивают карьеру до 30-ти. Пока мы нормально взаимодействуем и понимаем друг друга.
Не имея рукопожатных
— Доводилось слышать, что большинству ребят не хватает мотивации, что лишь единицы стремятся попасть в команду Мирового тура. Почувствовали это?
— На самом деле нужно быть реалистами. На презентации клуба наш генеральный партнёр – исполнительный директор ООО «Штарк» Сергей Дзюбенко процитировал Якуба Коласа, призывающего не ждать помощи от кого-то, а самому бороться с невзгодами и стараться пробить дорогу. Так что всё в их руках. Вместе с тем, если их сейчас бросить в серьёзное пекло, мы только отобьём охоту гоняться. У нас совсем молодой состав. И ему нужно набраться сил и опыта, чтобы ставить перед собой более серьёзные цели. Поэтому будем вести и педагогическую работу. Как известно, поощрения бывают и положительные, и отрицательные. Мы ни от каких не отказываемся.
— Что вас на упомянутом первом сборе национальной команды удивило?
— Меня больше порадовало то, как тепло меня приняли в сборной, что прислушивались к моим советам. Весь коллектив работал хорошо и слаженно. И я бы хотел поблагодарить за это наш персонал – тренеров, массажистов, механиков, тем самым способствующих и моему становлению в роли главного тренера. Если бы они не шли навстречу, мне было бы намного сложнее. Во время собственной спортивной карьеры я старался работать так, чтобы мне не стыдно было смотреть людям в глаза. Поэтому и сегодня у меня нет рукопожатных. Я могу с любым человеком работать, общаться.
— Турцию не назовёшь велосипедной державой. Но, судя по всему, и там вы были персоной узнаваемой. Даже эксклюзивный торт с пожеланием удачи на новом поприще вам хозяин гостиницы испёк…
— Просто владелец отеля является и организатором местных гонок. Естественно, он является большим поклонником велоспорта, следит за престижными многодневками, знает многих гонщиков, в том числе, как выяснилось, меня. Но я, конечно, никак не ожидал такого подарка, который мы съели всей командой.
И каски от Ineos
— Признаться, я была почти уверена, что, отдохнув после завершения карьеры, вы вернётесь в Ineos, только в другом качестве…
— Это ещё не исключено. Жизнь такая штука, что сегодня ты здесь, а завтра можешь оказаться там. Пока я не совсем готов приступить к столь ответственной работе: команда Мирового тура – это очень ответственно. «БЕЛАЗ» — проект поменьше. И если здесь приобрету положительный опыт, это поможет в будущем.
— С кем-то из штаба Ineos советуетесь?
— По большому счёту, я не рассчитываю на их поддержку. Единственное, благодаря каким-то личностным отношениям шлемы наша команда получит от них. Это не столько сотрудничество, сколько небольшая помощь мне в новой роли тренера.
— А с каким чувством вы нынче следили за престижными многодневками – «Тур де Франс», «Джиро д’Италия»?
— Если честно, немного к ним охладел. Хотя, конечно, болел за ребят, с которыми делил и гостиничные номера, и работу на гонках, и победы-поражения. Я ушёл из команды, не имея никаких врагов. Поэтому мне было интересно и приятно наблюдать за ребятами, тем паче было на что посмотреть в их исполнении. В ином случае, может, пристально и не следил бы за Гранд-Турами.
– А самому не хотелось оказаться на их месте?
— У меня был горький опыт схода с последней испанской «Вуэльты». Видимо, здоровье уже не позволяло выдержать те сумасшедшие нагрузки. Я уже избавился от юношеского максимализма – ехать всё и вся. В этой, как впрочем, и в любой другой команде, ты представляешь интересы спонсора. И чем больше полезных гонщиков, тем легче лидеру, что в итоге отражается на результате. Я всегда говорил, что уйду, если почувствую, будто занимаю чьё-то место. И это время пришло. Я своё отгонял.
— Остаётся пожелать вам по-настоящему реализоваться и на тренерском поприще.
— Спасибо.

Елена ДАНИЛЬЧЕНКО,

Информация из публикации газеты «СПОРТИВНАЯ ПАНОРАМА»

Рубрики: Шоссе

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *