Новости

Виражи спортивной династии

Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» запустило новый творческий проект, приуроченный к Году мира и созидания, — «Династии». В рамках проекта рассказывают о лучших трудовых династиях, которые десятилетиями (а порой и веками) создают материальные и духовные блага для Беларуси. Каждый материал данного цикла – это живой рассказ о преемственности поколений, о гордости за профессию, к которой они принадлежат, и за страну, в которой живут.

Спортивная династия Смирновых — визитная карточка белорусского велоспорта. Родители побеждали на первенствах СССР и чемпионатах мира. Двое сыновей подросли и тоже оседлали железных коней. Теперь у них есть свои дети, а еще ученики, нынешние и будущие чемпионы.

«Мечтала стать баскетболисткой»

Валентина Сахончик (по мужу – Смирнова) родилась в Березино. В детстве занималась различными видами спорта: легкой атлетикой, баскетболом, лыжными гонками…

– В школе было и три велосипеда «Турист», – вспоминает Валентина Викторовна. – В восьмом классе предложили поучаствовать в велогонках. Согласилась и выиграла районные соревнования, получила первый разряд. Но я тогда мечтала стать баскетболисткой. Учитель физкультуры отговаривал: «Не твое это. Там рост нужен».

После восьмого класса девушка подала документы в столичный техникум легкой промышленности. «Тогда он казался чем-то воздушным, элегантным», – улыбается собеседница.

В Минске пришла в спортивное общество «Динамо» и записалась на велоспорт. Судьба сделала крутой вираж. Спортивную девчонку заметил тренер, специалист по трековым гонкам Герман Хлопиков, и сразу назвал «спринтершей». Последовали месяцы упорных тренировок.

– В 1968 году я уже участвовала в первенстве СССР в Ереване, – рассказывает Валентина Смирнова. – Хлопиков буквально на спичках объяснял мне все тонкости спринтерских гонок. Основной моей соперницей тогда была будущая шестикратная чемпионка мира в индивидуальном спринте Галина Царева. Возле самого финиша я попыталась опередить ее, поднять выше и прижать к борту, и – бах! – столкновение. Я отлетела боком от физически более крепкой соперницы – падение и перелом ключицы.

После этого Смирнова перешла на темповые гонки и сделала для себя вывод: в велогонках тактика соревнований имеет не меньшее значение, чем физическая подготовка.

– Чтобы стать чемпионом, велогонщиком нужно родиться и потом научиться соображать. В групповой гонке участник должен контролировать ситуацию на треке, просчитывать атаки соперников, планировать свои силы, – уверена Валентина Смирнова. – Только кажется, что велогонщик просто крутит педали. Велоспорт похож на шахматы. Физически более слабый соперник способен обогнать фаворита за счет тактики. Но наработать тактику на тренировках невозможно, ей учатся только на соревнованиях.

С 1969 по 1975-й спортсменка более сорока раз становилась чемпионкой БССР в гонках на треке и на шоссе, стала трехкратной чемпионкой СССР в гонках на треке. В эти же годы случилось еще одно знаковое событие в ее жизни – вышла замуж за победителя первенств СССР по велогонкам на треке Сергея Смирнова.

– В 1972 году поженились, на Кубке Союза в октябре ехала уже «в четыре ноги», – шутит Валентина Викторовна. – Через три месяца после рождения сына села на велосипед и начала тренировки.

А в пиковом 1974-м были золотая медаль на чемпионате СССР в индивидуальной гонке преследования, серебряная медаль на мировом форуме в Монреале… И тут судьба заложила еще один крутой вираж.

– В 1976 лет после чемпионата СССР нам сказали, что на чемпионат мира женщин не повезут, – рассказывает Валентина Смирнова. – Женскую велосборную БССР тут же расформировали, и я ушла из спорта. В 25 лет, через два года, ситуация снова поменялась, но на трек я не вернулась – два года без тренировок. Другие республики в те годы свои женские сборные сохранили. Когда в 1979-м их представительницы приехали на соревнования в Минск, я рыдала белугой.

Потом была «бумажная» работа в «Динамо», в Школе высшего спортивного мастерства (предшественнице РЦОП). В 2001-м спортсменке было присвоено звание заслуженного тренера Беларуси. В 2008 году в Минске появился велотрек, и через несколько лет Валентина Смирнова уже тренировала белорусских велогонщиц.

– С 2014 по март 2023 года работала тренеромпреподавателем РЦОП по велосипедному спорту. Считаю, что получалось неплохо. В первую очередь за счет эмоций, – говорит Валентина Смирнова. – Когда от тренера не идут эмоции, спортсмены работают «на расслабоне», результата нет.

«Позже очень жалел»

Муж Валентины – Сергей Иванович Смирнов – тоже легенда не только белорусского, но и советского спорта. Родился в Узбекистане, был победителем и призером первенств Союза по велогонкам на треке, входил в сборную СССР.

Валентина Викторовна показывает черно-белое фото на стене в коридоре «Минск-Арены». Высокий брюнет с велосипедом в руках задумчиво смотрит вдаль. Похож на киноактера.

– Он был человеком широкой души, но очень замкнутым, – вспоминает Валентина Викторовна. В 1973 году на чемпионате страны, выступая за сборную БССР, Сергей Смирнов выиграл групповую гонку по очкам. Затем стал бронзовым призером чемпионата Европы в гонке на треке. За нашу республику гонщик выступал всего четыре года. С 1978 по 1985-й работал старшим тренером сборной БССР по велоспорту. – Он очень ответственно относился к своей работе, – рассказывает Валентина Смирнова.

– Накануне летней Спартакиады народов СССР в 1983 году ему «настоятельно предложили» поставить в белорусскую команду спортсмена, с кандидатурой которого Сергей Иванович категорически не согласился. Поэтому вместо звания «Заслуженный тренер БССР» ему дали Почетную грамоту. Дальше пошли амбиции, и он ушел с поста тренера. Позже очень жалел об этом. После ухода из спорта Сергей Смирнов работал учителем в школе, а в трудные 90-е занялся деревообработкой.

– Однако не его это было, – уверена Валентина Смирнова. – Он был пахарем, очень добросовестным человеком. Но не предприимчивым, как того требовало время.

«Не хотелось быть массовкой»

Старший сын велогонщиков Смирновых – Александр – рассказывает, что в велоспорт попал случайно, хотя все его детство проходило среди двухколесных машин:

– Родители были против, чтобы я занимался велогонками. В восемь лет меня отдали на фехтование, но судьба распорядилась иначе.

Однажды восьмилетний Саша с одноклассниками возвращался со станции юных натуралистов. К самому высокому из ребят подошел мужчина в спортивном костюме и начал приглашать его в секцию… велоспорта.

– Я прислушался к разговору и сказал незнакомцу: «Дождусь четырнадцати лет и тоже пойду к отцу тренироваться». – «А кто твой папа?» – «Смирнов». – «Так зачем ты будешь ждать четырнадцати?!» – оживился тот.

Так Александр попал в «Спартак». Говорит, что начинающих спортсменов тогда учили на туристических велосипедах, чтобы юные гонщики набирали силу, позже давали «старье», которое своими силами нужно было привести в порядок. Новый спортивный велосипед требовалось заслужить.

– Мой первый тренер Александр Янушевский непрерывно работал над техникой, чтобы сделать из нас «циркачей» на велосипедах, – улыбается Александр Смирнов.

– В конце тренировок он разбрасывал по полу спортивного зала пригоршню мелочи, нам нужно было медленно ехать и на ходу подбирать монеты. Коснулся ногой пола – выбыл.

В конце 80-х Александр становился победителем первенств СССР в гонках на треке. Перешел в «Динамо». Был приглашен в сборную БССР тренером сборной Виталием Жмако. В последствии под его руководством становился призером чемпионатов СССР, чемпионом БССР и Беларуси. Особенно тепло Александр Смирнов вспоминает союзного тренера Эдуарда Берга, умевшего найти подход к каждому воспитаннику:

– Благодаря Бергу я в 15 лет стал мастером спорта СССР. Скажем так, первый норматив мастера спорта независимой Беларуси был чуть ниже, чем в Союзе. Берг выпускал молодых спортсменов ездить со взрослыми, и я попал в группу А с олимпийскими чемпионами. Во время одной гонки «прыгнул на колесо» чемпиону мира Михаилу Орлову, а он «поставил» такую скорость, что я всю дорогу жалел о затее. Внутри от скорости все сжалось. Тогда мы почти на круг опередили основную группу.

Последний сбор союзного «Динамо» прошел в сентябре 1992 года. После него спортсменам из Беларуси сказали: «Вы – иностранцы. Прощайте! Езжайте на родину».

– И – все! Когда я вернулся в Минск, сразу понял: конец моей спортивной карьере, а ведь мне и двадцати еще не было, – в глазах Александра появляется грусть.

Начало 90-х спортсмен вспоминает как время борьбы за место и в спорте, и в жизни. Надбавка за звание «мастер спорта» составляла тридцать рублей при том, что зарплата исчислялась тысячами. В 1993-м тренер Виталий Жмако нашел литовского спонсора и организовывал выезды в Европу. Спонсор вывез белорусских велогонщиков на три месяца – с деньгами обманул, но ребята получили отличную подготовку. Заняли девятое место в командной гонке на чемпионате мира по шоссейным велогонкам в норвежском Хамаре.

– Тогда, после победы над голландским чемпионом, один из волонтеров сказал мне: «Ты такой хороший гонщик! Наверное, очень богатый человек у себя на родине», – вспоминает Александр Смирнов. – Дело в том, что на Западе деньги спортсменам дают спонсоры, заключая с ними рекламные контракты. А я в 1993- м ездил на велосипеде Cinelli, на котором мой отец состязался еще в 1973-м.

Следующие несколько лет Александр «катался» на морально-волевых, перспектив не видел. В 1996-м после чемпионата Европы в Москве, где сборная Беларуси заняла шестое место, ушел из спорта. Говорит: «Не хотелось быть массовкой». Сейчас занимается бизнесом.

«Давно перестал считать медали»

Младший сын Смирновых – Дмитрий – тоже попал в велоспорт «случайно»:

– В детстве четыре года занимался большим теннисом. Но не нравилось, всегда искал поводы, чтобы пропустить занятия. Позже за компанию с друзьями ходил на легкую атлетику, даже выиграл несколько соревнований. В 13 лет мы с другом решили, что занимаемся физкультурой, а не спортом. Пошли в «Динамо», и в этот момент что-то щелкнуло в голове: хочу ездить на велосипеде! Пришел и говорю: «Возьмите меня. Я – Смирнов!».

С 1998 по 2006-й год Дмитрий занимался велоспортом, входил в сборную Беларуси. Становился победителем первенств и чемпионатов страны. После окончания Белорусской государственной академии физической культуры в 2007 году стал тренером.

– Постепенно набирался опыта у своих же тренеров и работал с молодежью, – рассказывает Дмитрий Смирнов. – В 2011-м мне предложили набрать женскую группу и тренировать ее. С тех пор, с небольшими перерывами, тренирую девушек. Первых результатов на треке мы добились в 2013-м. Давно перестал считать медали с чемпионатов Беларуси. Мы их щелкали, как орешки. Но цели были амбициознее.

В 2013-м на чемпионате Европы для спортсменов до 23 лет белоруски стали четвертыми в командной гонке, через год – вторыми.

– В 2015-м мы выиграли чемпионат Европы, взяли также серебро и две бронзы. В том же году привезли с элитного чемпионата Европы в командной гонке на треке бронзу… – говорит Дмитрий Смирнов.

Как тренер относится к тому, что белорусов сегодня отстраняют от участия в международных соревнованиях?

– Очень негативно. Нельзя политику смешивать со спортом, – уверен тренер. – Я не политик, я – спортсмен и хочу работать, показывать результаты. Хочу, чтобы флаг моей страны поднимался за спинами белорусских спортсменов, которые стоят на пьедестале. Во времена СССР только в нашей республике и в Молдавии не было собственных велотреков. Белорусы для подготовки отправлялись в Тулу, Харьков, Тбилиси, Клайпеду, Киев… В 2008 году ситуацию исправили – великолепный велотрек появился в «Минск-Арене». – Его можно использовать не только для тренировок, но и для проведения международных соревнований, – считает Дмитрий Смирнов. В опытных наставниках недостатка нет. Талантливая молодежь тоже есть. Получается, в Беларуси созданы все условия для того, чтобы растить велогонщиков мирового уровня. А значит – побеждать на мировых первенствах!

Все только начинается?

– Сын очень любит велосипеды, – говорит Дмитрий Смирнов. – У него их несколько. Сейчас ему тринадцать – самый возраст, чтобы начинать. Планирую отдать его в велоспорт, а там посмотрим.

Скорее всего, у мальчика все получится, ведь он из семьи, где говорят: «Я – Смирнов!» – а потом садятся на велосипед и выезжают на трек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *